Народы Севера
09 июня 2022
В нашей библиотеке прошел познавательный час для детской площадки школы №1 по теме "Народы Севера".
Сначала ребята прослушали лекцию по коренным народам Севера - селькупам, эвенкам и хантам. Узнали о их быте, культуре и верованиям.
Васюганье, бассейн Оби, ниже устья реки Тым – территория компактного проживания в пределах Каргасокского района одного из коренных сибирских народов – ханты (раньше они были известны под общим названием "остяки": ас-ях – "обские люди"). Охотники и рыболовы, ханты, как и другие малые сибирские народы (манси, эвенки, кеты, селькупы…), не имели своей письменности, но создали культуру, в основе которой лежит высокая нравственность и одухотворение природы. Хантэ- человек, лесной народ – не противопоставлял себя природе, но стремился жить с ней в гармонии, считая себя частью ее. С любым существом он должен был обращаться, как с равным себе. А живым было всё. Или почти всё. Звери, птицы, дерево, земля, вода, огонь… Вечное движение и изменчивость, перевоплощение одно в другое. Такова жизнь. Человек уравнен с Природой – не выше не ниже её.
Селькупы. Притымье – территория компактного проживания этого самобытного, хотя и малочисленного народа. Сложился он в результате передвижений племен из Саянского нагорья в таежную зону Приобья и по своему быту, культуре и верованиям приближается к соседям хантам. Делился этот народ на две большие группы: сель-купы (таежные люди, по реке Тым) и чумыль-купы (земляные люди, по реке Кеть). Реку Тым селькупы считали общей собственностью, но охотничьи угодья, рыбообильные озера и протоки у каждого племени были свои. Таежные люди берегли тайгу от пожаров; окуривали деревья от вредителей; ухаживали за колониями бобров; особенно охраняли муравейники и птиц – санитаров леса; расчищали заторы на реках и ручьях, уничтожали водоросли. Свято соблюдалась этика добытчика: не бери больше, чем тебе нужно; не добивающий раненного зверя охотник – плохой человек. Деревья считались живыми существами. Жили они в прямоугольных землянках «карамо», которые рыли в обрывистых речных берегах. Селькупы, живущие в тундре и лесотундре, использовали в качестве жилища чум, крытый оленьими шкурами.
Еще один из наших коренных народов – это эвенки. В старину их называли тунгусами, что в переводе с якутского означает "люди с замершими губами", то есть говорящие на непонятном языке. А также их называли "бродячими людьми". Кочевали эвенки по обоим берегам Оби, Тыму. Основное занятие – оленеводство и охота. «Зверь есть – человек живет» - говорили эвенки. Оленей использовали для езды верхом и перевозки груза. Была развита домашняя обработка шкур. В качестве жилища эвенки использовали переносной чум. Он легко разбирался и собирался. Летом чум покрывали берестой, зимой – ровдугой (лосиная или оленья шкура). Покрытие чума украшали рисунками с изображением оленей, сцен охоты. В центре чума располагался очаг. Многие путешественники отмечали красоту эвенской одежды.
Ребята сделали вывод о том, что удивительно высокодуховное и сложное миропонимание коренных сибирских народов многое может дать современному экологическому мышлению. Их исторический опыт природопользования, в котором главным было сохранение экологического равновесия, поистине бесценен!
Затем, ребята разыграли несколько сценок из сказок по мотивам преданий коренный народов Севера. Справились очень хорошо, предлагаем вам посмотреть несколько фрагментов.